Главная Тайна Анны Карениной Статьи
|
Яцек Щерба: Как Вам пришла мысль сыграть
Анну Каренину?
Софи Марсо: Я хотела сыграть Каренину, потому
что я актриса и, главное, потому, что я женщина.
Мне
кажется, что все женщины, которые читали роман Толстого, могут узнать себя в
этом образе. Эта женщина универсальна, она могла жить не только в России, но и
в Албании, и в Америке. Каренина описана с такой психологической верностью, что
уже стало привычным говорить о ней как о реальном человеке, а не как о
художественном персонаже. От такой роли актриса не может отказаться. Нужно
попытаться понять тайну этой женщины, незаурядной, не испытавшей счастья.
Можно ли сказать, что в
Карениной скрыта какая-то вечная загадка женственности?
Нет, то, что произошло с Карениной,
происходило и с миллионом других женщин.
Впрочем, эта совершенно банальная история:
мы видим женщину, которая живет в замечательных условиях, у нее есть муж и сын,
все идет хорошо, но она влюбляется в другого человека и разрушает свою жизнь.
Разница заключается в том, что далеко не каждая женщина совершила бы
самоубийство, как это сделала Анна Каренина. Каренина является исключением -
она как бы стремится к идеалу, к полной свободе, но не может этого получить. А
без этого она не может жить.
Режиссер сразу согласился с Вашим видением
этого персонажа?
Не было никаких проблем.
Бернар Роуз, как и подобает настоящему режиссеру,
обладает искусством подбора актеров на все роли. Я была изумлена, когда
обнаружила, насколько занятые в фильме актеры соответствуют описанным в романе
персонажам.
Во Франции Вы звезда. Вам уже приходилось
сниматься в Голливуде. Так где же Ваше место?
Я нигде не вижу своего места.
Ни во французском, ни в американском кино.
И, в то же время, я везде чувствую себя как у себя дома. Я не придаю никакого
значения той или иной системе: Франция, Париж, малые кинокомпании, и так далее…
Все это у меня и так есть. Я даже не могу представить, что говорю себе:
"Поезжай в США, сделай карьеру". Для меня это не карьера. Карьера -
это жизнь, то, что происходит каждый день.
Почему Вы решили написать книгу?
Я чувствую потребность делать разные вещи.
Это книга обо мне и не обо мне. Так, вещь в
себе. Биографическая повесть. Я говорю там о том, что знаю, о чем думаю и что
пережила. Но, в то же время, я чувствовала себя совершенно свободной смешивать
правду и вымысел.
|
А занятия режиссурой?
Ведь Ваш короткометражный фильм демонстрировался в Каннах?
После 17 лет актерской
работы режиссура была для меня чем-то совершенно естественным, продолжением
того, что я делала до сих пор.
Актер
- это замечательная профессия, но он крайне зависит от других. Если я всегда
буду актрисой, разве можно будет много узнать обо мне как о личности? Кажется,
в жизни я не очень рассудительна. Меня всегда тянет на что-нибудь новое. Я
никогда не стремилась пересказывать истории, написанные другими людьми. Они
могут только вдохновить меня.
Недавно Вы сыграли в фильме "За
облаками" Антониони…
Антониони был необыкновенен.
У него свой собственный, уникальный взгляд.
Он может показать, что мир может быть другим, не таким, каким он нам кажется.
Как было бы хорошо, если бы пять миллионов людей имели свою собственную
оригинальную точку зрения. Тогда, может быть, не существовало бы какого-то
одного сорта кока-колы, а пять миллионов разных сортов. Мне так надоело каждый
день пить одну и ту же кока-колу. Сейчас все носятся с идеями единообразия,
особенно в кино. В последнее время мы смотрим постоянно один и тот же фильм.
Так что я уж и не хожу в кино. Нет, иногда хожу, когда появляется фильм, в
котором можно увидеть прогресс технологии. Это поучительно и занимательно. Я не
могла отказать Антониони, потому что я очень люблю его фильмы, например, "Приключения".
Так раньше никто не вел повествование. Главная героиня остается неизвестной до
конца фильма. Это гениально. Это пример художественной свободы.
Хотя Вы являетесь, прежде всего, актрисой,
но Вы еще выступали в театре. А Вы не боялись театра? Того, что нужно будет
повторять одну и ту же роль каждый вечер?
Я играла в пьесе Ануя, потом в
"Пигмалионе" Шоу. Нет, я не боялась. В кино гораздо страшнее. Однако
оказалось, что для меня повторение роли возможно до определенного момента. В
"Пигмалионе" я была все хуже, а мои партнеры все лучше. Хорошо шли
только первые 40-60 спектаклей. Я никогда не играла столько раз одно и то же. Я
не предвидела опасности. Мне нужно было самой убедиться во всем.
Что для Вас актерство? Вы стремитесь просто
подражать другим или же хотите показать, как бы Вы вели себя, будь Вы на месте
вашего персонажа?
Я пока не нашла ответа на этот вопрос. Я
думаю, что существует два вида актеров. Есть такие, кто создает роль, склеивает
ее из мельчайших кусочков, используя реквизит, всякие вещи и тому подобное.
Это, например, Хоффман, Де Ниро или гениальный Хопкинс. Также к ним можно
отнести Андрея Северина из Комеди Франсез. Каждый вечер он снова создает
психологию своего образа, ищет и находит подходящую мимику.
|
Я отношу себя к другой категории, которую мне
трудно определить. Не знаю, что точнее: то ли я имею слишком оригинальную точку
зрения, подчиняю себе мою роль, навязываю своему персонажу мою точку зрения, то
ли главным является мое умение поставить себя в ситуацию другого человека, в
ситуацию, которая раньше была мне неизвестна, мое вхождение в роль. Я не знаю,
что и как здесь происходит, в какой момент эти две вещи сливаются. Это
необычное сочетание, которое трудно определить. Актерство является очень
трудной профессией. Я пока еще не до конца разобралась в нем. Нужно быть
гибкой, восприимчивой к манипулированию, нужно уметь делать то, чего хочет
режиссер, но только в том случае, если он проницательнее и умнее меня. Так было
в случае Антониони. Он принял меня такой, какая я есть, мой характер, мои сомнения.
И он получил меня. Он ничего у меня не просил. Он просто делал так, что все для
меня становилось ясным. Именно этого я и ожидаю от режиссеров. К сожалению,
немногие режиссеры имеют такую сильную личность и умеют свое видение мира
передать другим. Очень немногие.
А Анджей
Жулавский тоже принадлежит к этой категории режиссеров?
Он правдивый режиссер.
В его сценариях всегда есть выразительные
роли для актеров, убедительные с психологической точки зрения. Когда ты иной
раз тщательно и постепенно читаешь такой сценарий, то ясно видишь линию
поведения данного персонажа, намеченную Жулавским. И эта линия очень глубока.
Жулавский всегда очень хорошо готовится к фильму. Его знание человеческой
натуры просто изумительно. Он может увидеть лучше тебя самого, кто ты есть.
Некоторые говорят, что это может привести к навязыванию своей воли, но для меня
это не представляет опасности. Помнится, раньше я подписывала контракт на роль,
а это похоже немного на контракт с дьяволом.
Интервью Яцека Щербы
Газета Выборча №263 (12 ноября 1997 года)